История Fender Stratocaster

В 2004 году легендарная гитара Fender Stratocaster отметила свой полувековой юбилей. За эти полвека с человечеством произошло множество эпохальных событий, которые изменили мир до неузнаваемости. Вместе с миром менялся и Fender Stratocaster. Приходили новые музыканты. Появлялись новые способы игры на гитаре. Создавались новые музыкальные стили. Рождались новые мега-хиты. Открывались новые телеканалы. Fender Stratocaster участвовал во всех этих процессах эволюции, изменяясь вместе с окружающим его миром. Неизменным осталось только одно — несмотря на солидный возраст, Fender Stratocaster и поныне — самый популярный среди гитаристов инструмент.
Рождение легенды

Stratocaster родился в начале 1950-х в Южной Калифорнии, а если быть точным, то в расположенном неподалеку от Лос-Анжелеса Фуллертоне, родине Fender Musical Instrument Co. С любой точки зрения минимум три человека были непосредственно в той или иной степени вовлечены в создание гитары: Leo Fender, само собой, Freddie Tavares и Bill Carson. Другие люди, такие как Donald Randall, George Fullerton и Rex Galleon также могут быть причастны к процессу предшествовавшему началу серийного производства Stratocaster в 1954 году.

Одним из главных противоречий, остающимся неразрешенным по сей день является дата начала его разработки. По словам Leo Fender, проект появился еще в самом начале 50-х: «Мы начали работу над Stratocaster примерно в 1951 году, потому что нам нужна была гитара с тремоло-системой, чтобы конкурировать с Bigsby!». В другом высказывании Leo Fender уточняет: «Это было еще до того как Freddie Tavares стал у нас работать. Это было примерно в 1951 году. У нас уже был дизайн грифа и корпуса, и были датчики. Я это помню точно, потому что это было еще до переезда с Pomona Street на Valencia. У меня уже были на складе обработанные материалы и детали».

Следует заметить, что переезд с адреса 122 Pomona Street состоялся только в 1953 году, и публично о нем было объявлено в июне 1953 года, когда было Fender Sales, Inc. Как бы то ни было, несмотря на то, что Stratocaster официально дебютировал весной 1954 года, Leo Fender относит начало его разработки к 1951 году, возможно к концу года, после того как был выпущен. Мистер Fender также неоднократно упоминал, что он начал проект вскоре после того, как познакомился с Bill Carson, который после стал его любимым «подопытным кроликом» для обкатки прототипов Stratocaster.

Эти заявления не находят полной поддержки у Freddie Tavares, который был нанят Leo Fender в начале 1953 года, чтобы помогать тому в «лаборатории», где разрабатывались новые продукты Fender: «Я встретил Leo Fender примерно в марте 1953 года. Я играл на стил-гитаре в клубе, и мне его представил музыкант по имени Noel Boggs. Noel сказал мне, что Leo ищет себе помощника. Первое полноценное задание, которое я получил, было сделать чертеж Stratocaster.

Это был апрель или май 1953 года. Leo сказал, что нам нужна новая гитара, а я спросил, какое расстояние между струнами у верхнего порожка, как далеко будет бридж. Я получил эти параметры, после чего спросил, какая будет мензура, и, поняв, как пойдут струны, я знал с чего начинать». По словам Freddie, до того, как он пришел в компанию в начале 1953 года, Stratocaster не имел конкретики.

Однако, несмотря на утверждения Leo Fender, он вряд ли существовал до того даже в качестве идеи. Bill Carson был гитаристом в кантри-вестерн группе Eddy Kirk Band, когда он впервые встретил в конце 1951 года. Он не согласен с точкой зрения мистера Fender: «В 1952 году Leo и начали обсуждать Stratocaster, но, как я помню, у нас ничего не было сделано на практике до начала 1953 года». Итак, у кого лучше память?

Другой важный пункт разногласий относится к причине, по которой Stratocaster был изобретен. Нет сомнений, что Leo Fender нуждался в «новой гитаре», просто чтобы расширить при ее помощи ограниченный модельный ряд своих электрогитар, или чтобы получить инструмент во всех отношениях более передовой чем Telecaster, и имеющий тремоло систему, в соответствии с текущей модой.

С этими предположениями безусловно согласен Don Randall, который был генеральным менеджером Radio & Television Equipment Co., в то время эксклюзивным дистрибутором Fender Instruments (Напоминаем, 1 июня 1953 года дистрибуция перешла к Fender Sales, Inc.). Однако, по словам Bill Carson, Stratocaster изначально планировался как сделанная Leo Fender специально по его заказу гитара, под его профессиональные задачи: «Я скажу, что 95% необычных идей в первом Stratocaster были моими, но я не мог их воплотить. У меня не было инженерного опыта или образования, и все что я мог — придумывать идеи…

Оригинальный прототип не задумывался как гитара для серийного производства. Я думаю, что по мере того как Leo Fender беседовал со мной, а затем, возможно, обсуждал эти идеи с другими музыкантами, он все больше склонялся к тому, что это будет серийная гитара». Исходя из этого предположения, в 1979 году, когда была выпущена модель Anniversary Stratocaster, CBS/Fender объявили Bill Carson как «человек, для которого был создан Stratocaster».

Несмотря на все противоречия, очевиден один факт: Leo Fender всегда внимательно относился к предложениям практикующих музыкантов, и всегда старался поддерживать с ними тесный контакт, чтобы улучшать свои продукты. Как подчеркивает Freddie Tavares: «Одна из причин успеха Leo заключается в том, что музыканты знали, что они желанные гости в нашей лаборатории. Они могли придти туда и поговорить с нами лично. Все знали, что могут достучаться до Leo».

Bill Carson подтверждает этот факт и добавляет: «У Leo была уникальная способность принимать то, что Вы ему говорите именно как потребности музыканта. Он не играл сам, не думал и не слышал как музыкант, поэтому он полностью полагался на музыкантов с хорошим слухом».

В свете довольно противоречивых утверждений, достаточно непросто отдать предпочтение какой-то одной версии, и конечно нужны ответы на ряд вопросов. Кто придумал Stratocaster? Как это произошло? Когда?

В 1951 или 1952 году Leo Fender наверняка думал о том, чтобы выйти за рамки прямолинейной концепции Telecaster и Esquire. Он мог думать об этом и даже сделать черновые наброски того, что должно было стать более «продвинутым» инструментом. Его частые встречи с профессиональными музыкантами, такими как Bill Carson наверняка утвердили его в необходимости выпуска усовершенствованной гитары. И в итоге проект «новой» гитары Fender, в какой-то момент времени слился с заказом Carson, и превратился в инструмент, ныне известный как Stratocaster.

Выглядит разумным полагать, что идеи Bill Carson, как музыканта, и идеи Freddie Travers, как инженера, несомненно, нашли свое отражение в разработке. И по большому счету не подлежит сомнению, что концепцией всего проекта руководил лично Leo Fender. Freddie Travers не оспаривает этого: «Leo хотел новую гитару, более совершенную, более универсальную, что он в итоге и получил! Я сделал чертежи, но все было у него в руках. По большому счету, все делалось так, как он хотел».

Делая поправку на время, автор считает, что память мистера Fender не очень надежна, когда речь заходит о его моментах озарения в начале 1950-х. Если учесть, что происходило в Fender в 1951—52 годах — выпуск Precision Bass и стил-гитар Stringmaster, не говоря о растущей активности на рынке усилителей, не похоже, чтобы разработка новой модели началась настолько рано, как это кажется мистеру Fender. Не смотря на то, что он утверждает, в различных интервью, разработка Stratocaster началась скорее всего в 1953 году, что подтверждает Freddie Tavares: «Разработка началась в апреле или мае 1953 года и заняла меньше года».

На самом деле, она могла бы продлиться и того меньше, если бы не бридж тремоло-системы, который доводили до ума шесть месяцев. Вот почему Leo Fender сказал: «У меня уже были на складе обработанные материалы и детали», ссылаясь на переезд с Pomona Street на East Valencia Street в середине 1953 года.

Как бы то ни было, хотя разработка Stratocaster не является единоличной заслугой Leo Fender, именно он, человек, который даже не умел играть, дал жизнь этой гитаре. И до сих пор очень немногие могут похвастаться таким до сих пор ощутимым влиянием на индустрию!
Концепция Stratocaster

Весной 1954, когда Stratocaster был представлен взбудораженному, готовящемуся войти в эпоху рок-н-ролла музыкальному миру, он демонстрировал несколько новаторских, если не революционных характеристик. Самым радикальным для того времени нововведениями были система «Synchronized Tremolo» (Примечание: Именно с легкой руки Leo Fender слово «тремоло» стало использоваться для обозначения конструкции осуществляющей вибрацию струн.) и эргономичный дизайн корпуса «Comfort Contour Body».

Новая модель также имела еще целый ряд новшеств от Fender, таких как полностью регулируемый бридж с шестью независимыми седлами, три звукоснимателя с профилем сердечников и гнездо на верхней деке. Несмотря на большую сложность конструкции по сравнению с Telecaster, Stratocaster в той же мере следует философии Leo Fender о том, что инструмент предназначен для работы музыканта. Freddie Tavares подчеркивает эту концепцию: «Позиция Leo Fender была такова: сделать все практичным, максимально практичным, и максимально простым… Leo всегда следовал принципу — проще и легче в обслуживании. Чтобы можно было легко починить».

Leo сам говорит на этот счет: «Я столько лет проработал с радио и электронным оборудованием, и меня волновала, прежде всего, утилитарная сторона дела. Это было главнее всего, о внешнем виде думали потом».

Таким образом, Stratocaster унаследовал основные параметры предыдущих моделей электрогитар Fender, такие как корпус из ясеня, съемный цельный гриф из клена (без отдельной накладки), асимметричная голова грифа, и простой колковый механизм.

Весь комплект звукоснимателей устанавливался на одну пластину, крепящуюся поверх фрезерованного корпуса, так что каждый компонент мог легко быть снят и заменен при необходимости. Leo Fender всегда обеспечивал практичность и функциональность своих продуктов. Он никогда не полагался на голую теорию или модные технологии… Только метод проб и ошибок и накопление опыта для производства все лучших гитар.

Про Stratocaster, Freddie Tavares вспоминает следующее: «В этой разработке не было особых теорий. Это был чисто практический метод проб и ошибок! Вся соль была в том, чтобы мы не могли бы сделать не то, что нам хотелось. Оно само появилось на свет. Все, что мы сделали, мы сделали эмпирически, только метод проб и ошибок».
Synchronized Tremolo

Как утверждалось в первой рекламной кампании, которую Fender Sales, Inc., начали в апреле 1954 года, система Synchronized Tremolo была самым перспективным новшеством в Stratocaster. В начале 1950-х, тремоло система Bigsby приобретала все большую популярность, особенно среди исполнителей кантри-н-вестерн. Трюки Lonie Mack и неистовство Hendrix были еще не в ходу, но эффекты с вибрато в духе стил-гитары были очень популярны в те дни.

Bill Carson поясняет: «Ценность тремоло была в том, что стил-гитара в те дни использовалась в большинстве кантри-вестерн и свиговых групп. Когда я работал в студии с приспособлением, которое для меня сделал Leo, я мог делать это вибрато в духе стил-гитары, и иногда я получал двойной гонорар за сессию. Вот почему мне нужно было тремоло на гитаре!».

Отдел продаж Fender несомненно подчеркивал актуальность этого приспособления, и Freddie Tavares вспоминает достаточно откровенно: «Мы не изобрели саму идею тремоло. Оно использовалось на многих других инструментах, но оно было нам нужно, поскольку это помогло бы продажам!». Потребности музыкантов, таких как Bill Carson, в сочетании с запросам отдела продаж логически привели к тому, что контуры тремоло стали появляться на чертежной доске.

Основной проблемой тремоло систем, выпускавшихся в те дни, было то, что они не всегда точно возвращали строй, что вызывало проблемы. Поэтому, перед Leo Fender встала задача разработка тремоло, которое бы удерживало строй.

Первое тремоло, разработанное Leo Fender, по всем параметрам было очень похоже на устройство, позже устанавливаемое на гитары Jazzmaster, появившиеся в июне 1958 года. Между бриждем и струнодержателем, в котором закреплялись струны было некоторое расстояние. В этой ранней модели был роликовые опоры для каждой струны, предназначенные для облегчения возврата в строй, но на самом деле они гасили сустейн струны из-за слишком сильного люфта.

Кроме того, обнаружилось, что стальной стержень, использовавшийся для фиксации струн, прижимал их недостаточно плотно, и их энергия рассеивалась, что приводило к потере тона и сустейна. Leo Fender живо вспоминает эту проблемную разработку: «У нас были проблемы с первым тремоло. Оно не давало тона и сустейна… нам пришлось отправить его в мусорную корзину и полностью переработать. Это обошлось нам в $5000 за работу и станки!».

Bill Carson, который обкатывал прототип, сперва предположил, что нехватка сустейна обусловлена звукоснимателями, но эта версия была быстро опровергнута Leo Fender: «Bill думал, что дело в датчиках, но это было не так. С ними было все в порядке, но нам пришлось полностью переделать конструкцию тремоло. У нас были эти маленькие ролики на бридже, и они допускали люфт. Вы не можете допускать бесконтрольную вибрацию на бридже. Он должен быть непоколебим как скалы Гибралтара!».

Возврат в строй происходил нормально, поэтому проблема с тоном и сустейном казалась тогда не критичной. Наверное, по этому Leo Fender начал оборудовать новую линию сборки для производства первой тремоло системы. Когда проблема обозначилась, он пытался решить ее, без сомнения, будучи убежденным, что достигнет в этом успеха.

Freddie Tavares вспоминает с восторгом: «Казалось, что Leo Fender может решить любую проблему, просто посидев и подумав… он был невероятен!». Leo Fender просидел над первым тремоло несколько месяцев, но в и тоге сдался в конце 1953, чтобы не откладывать выпуск новой гитары еще дальше. Freddie Tavares подводит итог всей истории: «Когда мы сделали это тремоло, все было замечательно, кроме отсутствия сустейна. Не было киля, не было достаточно массы… поэтому мы в итоге, что струны будучи свободно закрепленными не могут давать максимум отдачи. Это поставило точку. Нам потребовалось еще 6 месяцев — Вы понимаете, у нас была еще работа — чтобы решить эту проблему!».

Во втором варианте тремоло, Leo Fender прибег к принципу аптечных весов, в которых в качестве точки опоры используется острая кромка. Иными словами механизм тремоло составлял единое целое с бриждем, а не был отдельной деталью. Идея заключалась в том, что струнам не надо было проходить над бриджем, а сам бридж имел опорную кромку.

Станина бриджа была обточена так, чтобы иметь опорную кромку и крепилась к корпусу при помощи 6 закаленных винтов, каждый напротив седла. То, что Freddie Tavares называет «килем» крепилось снизу станины бриджа, и каждая струна была прочно продета через киль, через вертикальные каналы.

Возврат в исходное положение осуществлялся при помощи расположенных в выточенном в корпусе пространстве 5 пружин, одним концом закрепленных за нижнюю кромку киля, а другим к корпусу. При такой конструкции пружины располагались точно параллельно струнам, обеспечивая равномерное противодействие их натяжению. Противодействие при необходимости можно было регулировать путем поворота двух ввинченных в корпус винтов, к которым крепилась пластина, за которую цеплялась пружина. Или же можно было снять одну или две из пяти пружин. Эта продуманная система позволяла возвращаться в строй и не убивала сустейн.

Второй вариант Synchronized Tremolo был завершен в конце 1953 года и через год, 30 августа 1954 года, Leo Fender подал патентную заявку на «Тремоло систему для струнного инструмента». Патент был выдан 10 апреля 1956 года и зарегистрирован под номером 2741146. Было «надежнее» запатентовать такую новаторскую деталь, потому что, как говорит George Fullerton, бывший в ту пору директором производства Fender: «Патенты препятствуют слишком раннему копированию изобретений, а в музыкальном бизнесе это очень важно. Практически все копировалось уже на следующий день… это несправедливо». Заявка доступно излагает задачи изобретения Clarence Leo Fender.

«Целью моего изобретения является:

Первое: создание тремоло системы, которое в частности, предназначено для использования в гитарах… в процессе игры на которых правая рука находится в районе бриджа, где находится рычаг тремоло, установленный так, чтобы ложиться в ладонь исполнителя.

Второе: создать тремоло систему, которая новым способом объединена с бриджем так, чтобы имея ограниченную свободу поворотного движения, позволяла варьировать натяжение струн инструмента, обеспечивая эффект вибрации.

Третье: снабдить тремоло систему новым секционным бриждем, позволяющим регулировать длину рабочего участка струны и ее высоту индивидуально, так чтобы обеспечивать точную настройку каждой струны, не влияя на одновременную работу нескольких пружин, необходимых для работы системы».

Третий параграф касается полностью регулируемого бриджа (о котором речь пойдет позже), который был сделан как часть тремоло, и мог быть защищен тем же патентом. В 1954 году, система Synchronized Tremolo намного превосходила все, что существовало на рынке, но чтобы заполучить ее, музыкантам предлагалось купить гитару Stratocaster. Никоим образом тремоло не позиционировалось как отдельный аксессуар, как система Bigsby, а преподносилось как важная неотъемлемая деталь радикально нового инструмента.

Благодаря чертежам и подробнейшему словесному описанию (3 страницы) в патенте, вторая модель Synchronized Tremolo хорошо задокументирована. Кроме того, желающие могут исследовать Stratocaster, выпущенный до 1972 года, чтобы ознакомиться с оригинальным дизайном. К сожалению, не сохранилось никаких чертежей и изображений первого варианта, придуманного Leo Fender, которые могли бы быть опубликованы в материалах, посвященных истории Fender.
Дизайн «Comfort Contour Body»

Как и система тремоло, дизайн «Comfort Contour Body» был еще одним новаторством 1954 года, представленным в Stratocaster. Хотя концепция была радикальной для того времени, она проистекает из простых и практичных идей. Несмотря на не очень большую толщину (1,750″) Telecaster, некоторые музыканты жаловались на углы корпуса, упиравшиеся им в ребра.

Bill Carson говорит, что он специально обращался к мистеру Fender с этой проблемой и утверждает, что именно он выбил идею комфортного дизайна из Leo: «Что мне не нравилось в Telecaster, это дискомфорт, поскольку в то время я много работал в студиях на Западном побережье, и, когда я играл сидя, эти прямые углы буквально вдавливались мне в ребра».

Она была неудобна, и Лео просто достали тем, что гитара должна также хорошо «сидеть», как рубашка! Утверждение Bill в какой-то степени подтверждает Freddie Tavares: «Я не совсем уверен, но полагаю, что Leo почерпнул идею комфортного дизайна от Bill Carson». Leo Fender, однако, приписывает заслугу появления выемки на тыльной стороне инструмента, а также скоса под предплечье, местному артисту по имени Rex Galleon: «Мы показали инструмент Rex Galleon раньше, чем Bill и именно Rex внес предложение о вырезе с тыльной стороны корпуса и с угла передней стороны».

Перед лицом таких противоречивых свидетельств, можно сделать следующее умозаключение. Bill Carson признает, что сперва Leo Fender довольно прохладно отнесся к его первой просьбе обтесать корпус гитары, потому что ему казалось, что это чересчур. Bill также вспоминает, что во время разработки Stratocaster, он на время покинул Калифорнию и работал в Канаде.

Пока Bill отсутствовал, Rex Galleon мог повторить или подтвердить свою просьбу об эргономичном дизайне корпуса, а Leo, возможно запомнил только этот, второй запрос. Сейчас можно утверждать, что кто бы ни попросил первым, мистер Fender, наверное, не счел просьбу существенной, пока не получил такие же запросы от других музыкантов. Freddie Tavares вспоминает, что «Leo имел обыкновение думать медленно и последовательно… никаких озарений гениальности, но неуклонный, непрерывный процесс мышления».

Как бы то ни было, когда Leo Fender убедился в пользе вырезов на корпусе, он просто начал экспериментировать в поисках наибольшего комфорта. Bill Carson вспоминает: «Одним утром, в начале 1953 года, как мне помнится, я пришел к Лео, и у него было 4 или 5 корпусов с различными вырезами, для проверки, какой именно будет удобным для меня».

Вскоре выяснилось, что наличие вырезов влияют на форму всего корпуса. Bill Carson вспоминает процесс работы над своей «персональной» гитарой: «Не было баланса. Вначале корпус был как у Telecaster, и мы начали удлинять верхний рог, пока не пришли к равновесию. По-моему, Freddie предложил, удлинить для симметрии и баланса и нижний рог».

В результате, очертания макета стали приобретать вид уменьшенного Precision Bass (выпущенного в 1951 году). Было ли это результатом исключительно эмпирического поиска? Или Leo (и Freddie) в какой-то степени желали сделать гитару в пару к P. Bass? Каков бы ни был ответ, нет сомнения, что окончательный вид Stratocaster приобрел из чисто практических соображений, но при этом он стал очень популярным и с чисто эстетической точки зрения.

Многие музыканты на самом деле выбрали Stratocaster из-за его модерновых и стильных очертаний, а потом уже осознали насколько это функционально и надежно. Дизайн «Comfort Contour Body», изначально придуманный для Stratocaster позже стал стандартной характеристикой всех лучших инструментов Fender, и таким образом был использован в P. Bass с 1954 года. Как ни странно, Leo Fender не запатентовал это новшество сразу. Это произошло только с выпуском Jazzmaster и патентная заявка на «Contour Body» (и скошенный «Off-Waist» дизайн Jazzmaster) была сделана 13 января 1958 года, а удовлетворили ее 22 ноября 1960.
Другие новшества Fender

Главной задачей Leo Fender было создать тремоло систему, которая бы держала строй. Поэтому логичным для него было уделить некоторое внимание проблеме точного интонирования. В 1953 году электрогитары Fender были оборудованы достаточно примитивными (и дешевыми) бриджами, с одним седлом на пару струн. Но, как говорит Freddie Tavares: «У некоторых музыкантов просто невероятный слух, у некоторых — нет. Так что было неизбежно, что кто-то начнет жаловаться, что у нас одно седло на две струны, потому что струна не может строить, если не отрегулировать ее длину».

Bill Carson охотно вспоминает: «Еще мне не нравилось в Telecaster то, что в конструкции бриджа были компромиссы, и Вы не могли его точно интонировать». Отдел продаж Fender возможно заметил, что такое примитивное интонирование не соответствовало главной задаче компании — помогать профессиональным музыкантам. В какой-то момент Don Randall мог попросить Leo исправить этот «влияющий на продажи недостаток», как он попросил его в 1950 году, вставить в гриф Esquire/Broadcaster анкер!

Как бы то ни было, Leo Fender придумал новый бридж с 6 независимыми седлами, позволяющими интонировать струны по отдельности. Как и в ранних бриджах Fender на седлах регулировалась как высота, так и длина струн, но у них была другая форма, для более стабильной работы тремоло. Регулировка высоты осуществлялась при помощи двух маленьких шпилек под шестигранный ключ, а длина струны регулировалась крестовым винтом с тыльной стороны станины. Эта новая конструкция бриджа вошла в заявку на патент «Synchronized Tremolo», поданную в августе 1954 года. Поэтому на каждом седле серийной модели можно видеть отштампованные слова «Fender» и «Pat. Pend.».

Был ли Stratocaster первой коммерчески выпускаемой гитарой с полностью регулируемым бриджем? Скорее всего, да, если брать в расчет регулировку, как высоты, так и длины для каждой струны. Бридж Stratocaster был единственным, позволяющим регулировать радиус профиля струн относительно грифа. Для истории добавим, что в первых вариантах бриджа винты регулировки мензуры находились со стороны датчиков, а не сзади бриджа. На прототипе был сперва установлен такой «зеркальный» бридж, пока Bill Carson не пожаловался Leo Fender на то, что это неудобно в работе. Поэтому до отправки гитары в производство, регулировочные винты переставили.

А вот причина, по которой на Stratocaster было установлено три датчика, похоже никак не связана с чисто музыкальными требованиями. С точки зрения звука, потребности музыкантов середины 1950-х были еще довольно консервативны, и комплект из 3 датчиков появился по целому ряду разных причин.

Самое простое объяснение предлагает сам Leo Fender — он использовал 3 звукоснимателя, потому что у него на складе был запас трехпозиционных переключателей! С другой стороны можно понять, что мистер Fender хотел придать своей гитаре уникальный эксклюзивный вид, как производители машин, украшающие свою продукцию хромом и другим декором.

Freddie Tavares вспоминает: «Leo сказал, что 2 звукоснимателя есть у всех, поэтому у нас их будет 3!». Исторически, правда, это не было «открытием», поскольку в 1949 году у Gibson была уже полуакустика с тремя датчиками ES-5. Такой ход, наверное, не остался без внимания отдела продаж Fender и Don Randall мог предложить, что 3 датчика были бы плюсом с точки зрения маркетинга. В то время Gibson начали выходить на рынок электрогитар с цельным корпусом, представив Les Paul и Electric Bass, и Fender несомненно хотели сохранить свое лидерство в этой области.

3-позиционный переключатель, имевшийся в 1953 позволял только включать один датчик одновременно, а комбинации из двух звукоснимателей, которые так любят музыканты сегодня, в ту пору никому не были нужны. Freddie Tavares признается: «Мы были не настолько всемогущи в своем предвидении, чтобы понять, что переключение могло бы быть более гибким!», — а Leo Fender однажды сказал в интервью: «В то время было немного удобных вариантов переключателей. Дело было не в том, что нам бы хотелось, а в том, что мы могли получить для работы!».

Несмотря на достаточно простую распайку, наличие 3 звукоснимателей отразилось в наличие трех ручек управления рядом с переключателем — мастер громкость и две ручки тембра для некового и среднего датчиков соответственно. Предполагалось, что звук бриджевого звукоснимателя не надо корректировать, так как его задача — давать очень яркий звук.

В то время усилители не выдавали достаточно верхних частот, и от бриджевого датчика Stratocaster требовалось обеспечить «яркие звонкие верха». А наклонно он был установлен для лучшего звука. Freddie Tavares поясняет: «Задний звукосниматель скошен по очень важной причине. Если Вы извлекаете звук у самого бриджа, все звучит намного ярче, но Вы теряете глубину. Поэтому наклон сделан для того, чтобы получить чуть больше «тела» от толстых струн, но сохранить нужную нам яркость».

Спецификации звукоснимателей были определены пробным путем, и Leo Fender сделал несколько штук, чтобы Bill Carson опробовал их на концертах и в студии. И снова вспоминает Freddie Tavares: «Когда дело дошло до выбора сечения проволоки и количества витков, это все было полностью эмпирически… намотать больше, намотать меньше и затем попробовать, что вышло! Мы провели много экспериментов, и конечно итоговый вердикт всегда был за Лео».

Таким образом мистер Fender тестировал множество различных конфигураций звукоснимателей, с различными катушками и сердечниками, пока не дошел до такой, какая понравилась ему больше всего. Эти эксперименты объясняют, почему датчики на Stratocaster с самого начала имели обмотку из несколько более тонкой проволоки, чем на Telecaster. Кроме того, в отличие от датчиков ранних Telecaster, они имели сердечники разной высоты («staggered»), чтобы компенсировать разницу в сигнале от разных струн. Другими словами, чем больший сигнал давала струна, тем ниже был алниковый сердечник под ней.

Тем самым звучание звукоснимателя было более сбалансированным. Учитывая распространенный в то время калибр струн (обычно толстые), Leo Fender расставил сердечники под струнами по высоте следующим образом (от коротких к высоким): B — E (тонкая) — G — E (толстая) — A и D. Профилированные сердечники не предполагались как «уникальное конкурентное преимущество» 1954 года, поскольку у многих гитар уже были регулируемые сердечники.

Это на деле был скорее способ избавиться от некоторых недостатков, наследуемых от первых Telecaster, в частности от слишком громкой второй струны. В свою очередь, экранировка не считалась тогда важным вопросом, поэтому не было попыток сделать металлические крышки звукоснимателей.

Гнездо спереди корпуса было удобным, симпатичным нововведением. Идея была поместить гнездо в надежное место, так, чтобы подключенную гитару можно было бы ненадолго поставить к стенке или стулу. Гнездо также становилось более доступным, и музыкантам не приходилось нашаривать его на ощупь. Как и все органы управления на Stratocaster, оно должно было быть под рукой, что подчеркивает Leo Fender: «Другим, очень важным решением, было размещение органов управления. На Stratocaster мы разместили их намного ближе к положению правой руки при игре, и это похоже прибавило много популярности».

И последняя, важная деталь — в Stratocaster было еще одно новшество — прошедший сквозь годы классический силуэт головы грифа Fender! Leo Fender неоднократно вспоминал, как пришел к идее асимметричной головы с 6 колками в ряд на одной стороне. С технической точки зрения он хотел чтобы струны шли к колкам по прямой линии, а не расходились по сторонам, как на обычной гитаре. С эстетической точки зрения он позаимствовал идею от хорватских струнных инструментов... В грифе Telecaster эта концепция была реализована в примитивной форме — ровно столько дерева, чтобы установить колки и разместить лейбл с торговой маркой.

Freddie Tavares вспоминает: «У Telecaster была минималистская голова грифа. Ровно столько, чтобы хватило и небольшой завиток. Просто, чтобы это не выглядело халтурой! Теперь пришло время сделать голову грифа более красивой».

Leo и Freddie вместе разработали дизайн головы грифа Stratocaster, с характерным острым выступом снизу и закруглением на конце. Этот новый стиль, скоро стал узнаваемой торговой маркой Fender по всему миру, и со временем, с небольшими вариациями, перешел почти ко всем басам и гитарам Fender, кроме Telecaster.

Есть интересное мнение, что этот дизайн выглядит, как сглаженная версия формы, которую P. A. Bigsby использовал в своих гитарах в конце 1940-х.

Paul Bigsby, житель Downey (Южная Калифорния) приобрел известность после изобретения системы вибрато, носящей его имя. Неоднократно, известный кантри-музыкант Merle Travis высказывал точку зрения что именно «этот человек придумал дизайн гитар Fender», поскольку полагал, что дизайн Broadcaster был несомненно навеян гитарой, которую Paul Bigsby сделал специально по его заказу.

Само собой, Leo Fender всегда опровергал это резкое заявление, и десятилетиями джентльмены пребывали в конфронтации. Нашей целью не является установить, кто же прав в данном случае. Фактом оставляется то, что гриф Stratocaster очень напоминает дизайн, использованный Paul Bigsby еще в 1947. Признав это, отметим, что всемирную популярность он приобрел на гитарах Fender.
От прототипа к производству

Итак, по словам Freddie Tavares и Bill Carson (что, впрочем, расходится с воспоминаниями Leo Fender) Stratocaster постепенно приобретал свои очертания в течение 1953 года. Полный цикл разработки новой гитары от чертежей до начала производства занял меньше года, и большая часть этого времени была потрачена на решение проблем с конструкцией тремоло. Никто, правда, не может вспомнить, сколько именно прототипов было создано за этот период. Исходя из технологий производства Fender, похоже, что до окончательного утверждения спецификаций появилось не больше двух макетов.

Bill Carson вспоминает, что он начал обкатывать прототип в клубах и студиях примерно летом 1953 года. В то время инструмент называли «гитарой Carson», поскольку официального имени модель еще не имела. У этого первого прототипа не было лака, а датчики и металлические ручки как у Telecaster были установлены на накладке из черной фибры. Bill Carson уточняет: «Насколько я помню, прототип имел накладку из фибры. Это был тот же самый материал, из которого делали катушки для звукоснимателей. Потом ее заменили на накладку из анодированного алюминия, но она пачкала руки окислами, поэтому Вы пришли к однослойному белому пластику».

К сожалению, не сохранилось ни одной фотографии этого прототипа, и более того, никто не видел сам прототип Stratocaster с того самого времени. Leo Fender мог задокументировать некоторые этапы разработки своей новой гитары, но сегодня не сохранилось никаких священных реликвий, чтобы показывать внукам родоначальников рок-н-ролла. Как бы то ни было, в конце 1953 года, то, что некогда было «гитарой Carson» окончательно стало новой серийной моделью Fender. Настало время подумать о внешнем виде гитары.

В отличие от предыдущих электрогитар Fender, в качестве стандартной отделки новый гитары был выбран не светлый «блондинистый» цвет, а глубокий санберстовый оттенок. Такая нехарактерная для гитар Fender того времени отделка была выбрана по двум основным причинам. Во-первых, отдел продаж, хотел без сомнения выделить Stratocaster на фоне Telecaster при помощи эксклюзивного цвета.

Вполне разумно, но почему именно санберст, достаточно распространенный среди других гитар того времени? С точки зрения маркетинга выбор санберста, был, скорее всего, шагом в сторону более традиционного подхода, чтобы расширить целевую аудиторию. Вторая причина кроется исключительно в технологических ограничениях.

Инструменты Fender производились тогда с корпусами из 2—3 кусков ясеня, а цельнокусковые корпуса были редким исключением, поскольку фабрика не могла найти достаточно широкие распилы. Полупрозрачный лак не скрывал структуру волокон, и требовалось точно подбирать рисунок дерева, чтобы скрыть склейку. Корпуса, кроме того, были аккуратно подкрашены с краев, чтобы разнородность дерева не бросалась в глаза.

С учетом этих соображений, темный санберст был еще удобнее, и кроме того, делал гитары серии более похожими друг на друга...

Leo Fender настаивал на алюминиевой на

Всеукраинский Рок-Клуб "РОК-УКРАИНА"

Администрация сайта

Адрес: Украина,днепропетровск


E-mail: RockClub.Ukraine@yandex.ru

Яндекс.Метрика
Конструктор сайтов - uCoz