Обзор IBANEZ TN120 THERMION
Добившись первого места по популярности своих гитар в мире компания Ibanez не стала почивать на лаврах. Наоборот, они стали искать область, в которой можно бросить новый вызов. Такой областью было выбрано направление гитарных усилителей.
В принципе, наличие в каталоге усилителей как таковых для Ibanez дело привычное. Но это были все транзисторные модели, ориентированные на домашнее применение, а <<взрослой>> ламповой техникой компания не занималась.
Вот это направление и было выбрано в качестве нового фронта работ. В 2006 году, Ibanez всерьез заявили о своих намерениях утвердиться в качестве производителя ламповых усилителей, выпустив модель Thermion.Размениваться на мелочи не стали, и первая ламповая ласточка оказалась орлом - 120Вт стеком. Решетчатые панели одновременно обеспечивают хорошую вентиляцию и открывают взору свечение четырех ламп 6L6. Производителям усилителей хорошо известно, что вид ламп очень убедителен для покупателя, даже если усилитель выключен.
Убедительности добавляет и то, что Ibanez придумали один не имеющий практической ценности, но очень симпатичный штришок - когда усилитель включен, логотип на панели подсвечен светодиодами в оранжево-желтых тонах, ассоциирующихся с накалом ламп. Кроме того, через решетку можно наблюдать массивный тороидальный трансформатор питания.
Качество питания является фундаментом звука и надежности усилителей, поэтому Ibanez сразу демонстрируют серьезный подход к делу. Несмотря на то, что усилители производятся в Китае, в отношении ключевых компонентов Ibanez не мелочатся, в частности, лампы берутся откалиброванные уважаемым поставщиком Ruby Tubes.
Солидные металлические ручки и тумблеры на передней панели, большие разноцветные индикаторы - все это работает на деловой имидж. Подсветка логотипа светодиодами в желто-рыжих тонах - удачное решение. Во-первых, как говорится в известном анекдоте, это красиво. Во-вторых, теплый оттенок света постоянно напоминает о том, что внутри <<пылают>> лампы (5 x 12AX7 и 4 x 6L6). Ну, а в третьих, при недостаточном освещении, логотип работает <<ночником>>, позволяющим разглядеть переднюю панель.
Уголки корпуса усилителя покрыты металлом цвета <<черный хром>>, а помимо стандартной ручки для переноски, есть еще пара ручек вдоль боковых граней. Обычно две ручки по бокам встречаются у громоздких комбо типа VOX AC30, а усилители в формате голов, которые вполне можно транспортировать и за одну ручку, только ей и обладают. Но Ibanez не упустили шанс продемонстрировать, что действительно подумали о тяжком труде техников в туре.
Кабинеты Thermion также демонстрируют продуманность. Помимо металлических углов наличествуют еще металлические накладки на <<изломе>> косых кабинетов, а также на верхней кромке кабинетов (спереди и сзади). То есть на самой выступающей части кабинета и на тех местах, за которые могут зацепиться ножки головы, которую вышеупомянутым техникам придется заносить на кабинет за две вышеупомянутых ручки.
Заботливое внимание к деталям проявляется так же и в том, что на задней панели наличествует полный комплект выходов на кабинеты с понятными подсказками по коммутации. Вот сюда, пожалуйста, подключайте один 16-омный кабинет, а вот тут пара выходов - сюда можно воткнуть или два 16-омных или один 8-омный, а в эту пару - два по 8 Ом или один на 4. Причем в обеих парных группах выходов специально подписаны входы, предназначенные для подключения одного кабинета. Даже законченный гуманитарий не ошибется.
Со всей очевидностью Ibanez вполне допускают, что с их усилителями могут использоваться кабинеты и других производителей. Обычное для профессионалов поле экспериментов. А сами кабинеты, кстати, имеют моно и стерео режим, что тоже <<по-взрослому>>.
Еще один приятный штришок, петля эффектов имеет два переключаемых режима - последовательный и параллельный, а уровни посыла и возврата регулируются независимо с передней панели. Вроде бы не самая важная деталь, но нередко случается, что гитарист вынужден отказываться либо от конкретного прибора обработки, либо от конкретного усилителя только потому, что тип петли неподходящий и/или в петле возникает перегрузка по уровню.
Вне зависимости от того, какой тип петли мы установили переключателем задней панели, петля может быть полностью изъята из сигнального тракта либо тумблером, расположенным между регулировками уровня, либо с ножного переключателя. Было бы удивительно, если бы разработчики об этом забыли.
Разумеется, все эти нюансы, штрихи и приятные мелочи представляют собой ценность, только когда обрамляют достойный звук. Чему мы сейчас и уделим внимание. Thermion имеет два канала с полностью независимой настройкой. (Те, кто любит держать стек у себя дома, будут довольны тем, что имеется отдельно регулировка громкости на каждом из каналов и отдельно мастер-громкость.)
Первый канал носит название Vintage и покрывает спектр звучания от чистого до саунда в стиле плекси - очень плотного и теплого кранча с хорошей чувствительностью к динамике. Динамика актуальна при любом гейне, поэтому владельцам гитар с мощными датчиками может понадобиться известная аккуратность в настройке чистого звука (впрочем, переключатель чувствительности входа поможет с этим справиться).
Зато тем, кто привык с чистого звука на драйв и обратно переходить при помощи звукоизвлечения будет несложно найти ту самую <<золотую середину>> гейна. Канал хорошо принимает все популярные в мире плекси педали драйв/дисторшн.
На канале имеется также трехпозиционный переключатель яркости звучания выполненный в виде ручки, такой же, как и остальные настройки.
Второй канал, как легко догадаться, ориентирован исключительно на перегруз. У него есть два режима работы - с демпфированием и без. <<Намордник>> надевается на канал при помощи небольшого тумблера на передней панели или соответствующей кнопки на ножном переключателе. То есть, двухканальный усилитель является виртуально трехканальным.
В режиме с демпфированием канал стартует примерно от верхней планки гейна <<винтажного>> канала и выдает саунд близкий к маршалловской традиции 80-х - с умеренным по современным меркам гейном и яркой, плотной серединой. Этот звук также очень успешно взаимодействует с различного рода <<грелками>>.
А стоит отключить демпфирование, как характер звука разительным образом меняется. Одновременно появляется больше гейна, отходит чуть-чуть назад середина и выпячиваются низы, а также меняется само, как говорится, <<зерно>> звука. К слову сказать, гейн при этом не становится запредельным, а звучание перекомпрессированным. Ibanez не стали жертвовать динамикой ради пущей <<модерновости>>. А в том, что касается мощных низов, то разработчики проявили благоразумие, не во многом переложив эту функцию на кабинет (и тем самым избавив секцию мощности от <<несварения желудка>>.
Кабинет сделан в целом по <<ректифаерным>> принципам, то есть, с увеличенными размерами и динамиками Celestion V30, но с по-другому просчитанными резонансами. Какое-то сабвуферное качество ощущается в его работе. И, хотя, стек Thermion вполне уживется в квартире, разумеется, рассчитан он в первую очередь на то, чтобы как следует <<дуть>> и <<двигать воздух>>, и чтобы лампы мощности <<жарили>>. Все по-взрослому.
Thermion уже по достоинству оценили первые владельцы стеков. Гитаристы группы <<Алиса>> Игорь Романов и Евгений Левин после первой же репетиции решили, что TN120 - именно то, что требуется группе на базе и в гастрольном туре. На студии <<Ария Рекордс>> Thermion произвел небольшой фурор благодаря своему актуальному, но не клишированному звучанию. Авторитетнейший сессионный гитарист и преподаватель Мэй Лиан держит стек TN120 у себя дома для того, чтобы его ученики получали представление о <<большом>> звуке, а также для того, чтобы под рукой всегда был профессиональный, современный аппарат.
Разумеется 120Вт стек - это не самый массовый продукт, но теперь у Ibanez имеется достаточный опыт и, что немаловажно, хорошая <<визитная карточка>>, чтобы приступить к расширению модельного ряда ламповых усилителей (особенно в сторону комбо).